Я обожаю симуляторы свиданий* (симулятор свиданий, или дейт-сим (от англ. dating simulation) — жанр компьютерных игр, в котором целью игрока является добиться успеха в романтических отношениях с другими персонажами. Как правило, симуляторы свиданий предоставляют игроку широкий выбор персонажей, с которыми игрок может завязать отношения. Игровой процесс состоит из прочтения диалогов между персонажами и выбором одного из нескольких вариантов ответа, каждый из которых может повлиять на развитие взаимоотношений между ними — прим. пер), но Boyfriend Dungeon — это что-то новенькое. Это гибрид roguelike** (roguelike — термин, описывающий жанр компьютерных игр, характерными особенностями которого являются генерируемые случайным образом уровни, пошаговость и необратимости смерти персонажа — в случае его гибели игрок не может загрузить игру и должен начать её заново — прим. пер.) и симулятора свиданий. С этой игрой у меня особые отношения — потому что в игре исследуется более тёмная сторона мира свиданий.
Игру критиковали за то, что нельзя отказаться от взаимодействием со сталкером-Эриком, но для меня это, наоборот, плюс.
Тревожные звоночки в отношениях разные, но общее у них одно — тяга абьюзера к контролю. Абьюзеры нацелены на то, чтобы контролировать партнёров. Это может проявиться сразу, а может — через какое-то время. Со мной это происходило потихоньку. Нежеланные подарки, сообщения, в которых он говорил о том, чего не должен был знать, он приезжал ко мне в университет — хотя он жил вообще в другом городе. Одержимость и преследование проявлялись медленно. Потом тревога в моей голове утихла из-за друзей, которые говорили, что «он просто мачо, который любит перебарщивать с вниманием».
Уж не знаю, связано ли это с культурными ожиданиями (я латиноамериканка) или с тем, что нас учили, что преследование — это романтично. Энджел преследовала Баффи, Эдвард вломился в спальню Беллы, чтобы посмотреть, как она спит… Такие моменты нормализуют абьюз. Нарушение границ романтизировано. Нас убеждают, что, если партнёры не следят за каждым нашим шагом, они недостаточно нас любят. Белла и Баффи, конечно, вымышленные персонажки, но такие сюжеты имеют реальные последствия.
Преследование в моей жизни усилилось, когда я начала встречаться с моим бывшим. Через какое-то время началось физическое насилие. Я не виню других за то, что они не вмешались вовремя. Никто моих друзей не учил тому, что такое поведение не норма. И я вижу, что Boyfriend Dungeon пытается просветить людей.
Boyfriend Dungeon не нормализует одержимость. Персонаж Эрик не очаровательный — он пугает. Все вокруг чуть ли не кричат не связываться с ним. Севен — персонаж, с которым встречался мой персонаж, — чуть не подрался с Эриком, потому что он нарушал мои границы. После этой сцены я вышла из игры, чтобы осмыслить свои ощущения. Я думала, что Эрик просто бесячий, а не сталкер. Потом я осознала, что он не просто раздражающий, — нам показывают абьюзера. Понадобилось вмешательство другого персонажа, чтобы понять, что Эрик не хотел со мной встречаться, он хотел меня контролировать.
С этого момента я стала замечать, как другие персонажи описывают главного злодея. Все предупреждали меня об Эрике. Я уж играла несколько раз в эту игру и даже пыталась встречаться с Эриком до тех пор, пока меня не начало тошнить. В течение всей игры вас учат, что границы важны. Вас пытаются направить в сторону тех персонажей, которые будут вас защищать, потому что они вас действительно любят. Севен и Айзек всё время пытались защитить меня от Эрика, спрашивали, всё ли со мной хорошо, и подтверждали опасения насчёт токсичного поведения.
Конечно, эта игра не для всех, потому что в ней есть триггерные темы. Но разработчики сделали всё, что могли, чтобы проинформировать игроков, на что обращать внимание. Я не могу сказать, что игра помогла бы мне выкарабкаться из абьюзивных отношений, но она учит тому, что, к сожалению, я узнала только на опыте.
Текст: Kate Sanchez
Перевод: Астро